Отдел образования администрации города Рассказово
Каталог статей
Главная » Статьи » Разное |
посредством
развития их творческого потенциала. 1.Актуальность проблемы. На современном этапе учитель социально-политических
дисциплин сталкивается с проблемами и дидактического, и информационного
характеров. В условиях политической, идеологической и социальной разобщенности
российского общества, извечного спора «отцов и детей», еще более усугубленного
переоценкой исторического прошлого своей страны, на учителях лежит огромная
ответственность за судьбы юных граждан России. Перед преподавателем
социально-политических дисциплин сегодня стоит задача не только обогатить
учащихся знаниями по истории России, праву, политологии, но и воспитать в них
уважение к историческому прошлому и
настоящему своей Родины, развить интерес к его изучению, показать возможность
применения этих знаний на практике,
способствовать формированию у учащихся политической культуры, активной
гражданской позиции, то есть,
социализации учащихся. Опыт моей практической деятельности опирается на
методы воспитания с учетом психо - физических особенностей школьников на
разных возрастных этапах, предложенные Н.Е. Щурковой. Сущность моей работы заключается в
социализации учащихся, передаче им социального опыта путем приобщения к
историческим, обществоведческим знаниям; путем привлечения их к анализу ситуаций, требующих разрешения,
основанных на социальном опыте учащихся; коррекция взглядов детей в
соответствии с общечеловеческими ценностями и духовными потребностями
нравственной личности. 1.Цели и задачи. Цели: - подготовка инициативной творческой
личности, способной к самореализации, имеющей чувство собственного достоинства,
занимающей активную гражданскую позицию; - развитие здоровой личности,
приобщенной к здоровому образу жизни; формирование у учащихся стойких привычек,
влияющих на нравственное, психическое и физическое здоровье личности. Задачи: - оказывать помощь учащимся в
реализации познавательно-творческого потенциала, в жизненном самоопределении; - воспитывать уважительное отношения друг к другу, правам и
обязанностям окружающих людей; - формировать у учащихся умение
защищать свои права и выполнять обязанности; - учить детей применять полученные
знания на практике. 2.
Авторская методика социализации учащихся
на уроках истории и обществознания посредством овладения правовыми знаниями,
умениями и навыками Теоретические основы построения
авторской методики В основе авторской методики
социализации учащихся на уроках истории и обществознания посредством развития
творческого потенциала лежат идеи, предложенные
Вяземским Е. Е., Стреловой О. Ю. и Соболевой О. Б.. По их мнению,
социализация - это воспитание полноценной человеческой личности, формирование
гражданского сознания и поведения юного гражданина. Главный объект воздействия при
социализации - гражданское сознание, устойчиво положительно ориентированное,
развитое, должного уровня. Имеется в виду гражданское сознание индивида,
коллектива, общества в целом. Компоненты методики социализации
учащихся на уроках истории и обществознания посредством развития творческого
потенциала. К компонентам методики социализации
относятся: 1. Структурные элементы учебного
занятия. 2. Вовлечение учащихся во внеурочную
деятельность исторического и обществоведческого содержания. 3. Особенности становления и развития
межличностного общения. 4. Сотрудничество с учреждениями
окружающего социума. 2.1. УРОК Сегодня типовой урок не единственная
форма учебных занятий по истории и обществознанию, а одна из возможных его
форм, отрицать которую я считаю не целесообразным. Поэтому, как правило, строю
свой урок по классической схеме, добавляя на разных его этапах элементы новых
педагогических технологий. 2.1.1.Типовой урок Проверка домашнего задания. Тестирование; Устный опрос (фронтальный,
индивидуальный); Решение задач (технология ТРИЗ); Письменная работа по
разноуровневым карточкам (элементы
личностно-ориентированного обучения); Исторический диктант, например: ИСТОРИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ по теме «Древний
Восток». Определите, к какой стране больше всего подходит
приведенное ниже понятие: Египет
2,5,6,11,12,13,15,20,23,24,29,30,33,34,35. Двуречье 1,4,9,10,17,21,25,28. Финикия 3,7,8,14,18,22,26,27,31,32. 1.Глина, глина, глина… 2.Папирус. 3.Оливковые деревья. 4.Города Ур и Урук. 5.Шадуфы. 6.Дар Нила. 7.Города Тир и Сидон. 8.Знаменитые мастера-ювелиры. 9.Бог солнца Шамаш. 10.Богиня Иштар. 11.Походы в Нубию. 12.Фараон. 13.Приключения вельможи Синухета. 14.Изобретение прозрачного стекла. 15.Божество Бес. 16.Пурпурная краска. 17.Клинопись. 18.Величайшие мореплаватели Древнего
мира. 19.Основание колоний. 20.Четыре порога в верховьях реки. 21.Хамураппи. 22.Морские пираты. 23.Столица-город Мемфис. 24.Тутмос 111. 25.Первые в истории законы. 26.Изобретение букв. 27.Основание Карфагена. 28.Город Вавилон. 29.Бог Амон-Ра. 30.Богиня Исида. 31.Мореплаватели, обогнувшие Африку. 32.Главное занятие-торговля. 33.Мумия. 34.Боги Осирис и Сет. 35.Иероглифы. Обязательным условием при ответе на
вопрос является аргументированное высказывание своей собственной точки зрения
на проблему. Подготовка к осознанному восприятию
нового материала. Постановка проблемы или вопроса
(элементы проблемного обучения); Разыгрывание ситуаций, для разрешения
которых, необходимы новые знания. Например, на уроке обществознания при
изучении темы «Налоги» предложить учащимся задачу: «Елена Семеновна, получив заработную
плату за июль месяц была удивлена, что получила на 130 рублей меньше, чем за
предыдущий месяц. Она не болела, проработала такое же количество дней, как и в
прошлом месяце, тогда, почему такая разница? Можем ли мы объяснить Елене
Семёновне, в чем дело?» Изучение нового материала. Сообщение новых знаний в форме
лекции; Самостоятельная работа с учебником и
рабочей тетрадью (блочно-модульная здоровьесберегающая образовательная
технология); Работа с документами (анализ, выводы,
обобщения); Беседа; Использование инструкционных карт,
схем, алгоритмов. На всех этапах урока я опираюсь на
личный социальный опыт учащихся, что помогает приблизить изучаемый материал к
реальным жизненным ситуациям. Постоянно побуждаю детей высказать свое личное
суждение (обязательно аргументировано), обсудить вопросы с точки зрения права и
в морально-нравственном аспекте, при этом решая не только задачи воспитания
нравственности и политической культуры, но и способствуя расширению словарного
запаса, развитию риторических навыков и навыков публичного выступления. Я
считаю, что уроки обществознания особенно благодатны для решения таких проблем,
вызванных недостаточным временем, уделяемым учащимися чтению литературы и
потерявшим в связи с этим умение красиво, четко и правильно излагать свои
мысли. Закрепление. Лабораторно-практическая работа; Примерные задания для лабораторной
работы (11 класс): Сопоставьте следующие фрагменты
источников, характеризующих демократию как форму политического устройства.
Сделайте необходимые выводы: «…Наш государственный строй не
подражает чужим учреждениям; мы сами скорее служим образцом для некоторых, чем
подражаем другим. Называется наш строй демократическим потому, что он зиждется
не на меньшинстве, а на большинстве.. По отношению к частным интересам наши
законы представляют равноправие для всех, что же касается политического
значения, то у нас в государственной жизни им пользуются предпочтительно перед
другими не в силу того, что его поддерживает та или иная политическая партия,
но в зависимости от его доблести, стяжающей ему добрую славу в том или другом
деле; равным образом скромность звания не служит бедняку препятствием к
деятельности, если только он может оказать какую-нибудь услугу государству.»
(Фукидид)
«Демократия, на мой взгляд, осуществляется тогда, когда бедняки, одержав
победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных
уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при
демократическом строе происходит большей частью по жребию» (Платон) Какие выводы можно сделать из анализа
надписей на домах в Помпеях, заменявших ежедневную прессу о политической жизни
в этом городе (не позднее 79 г.н.э.): «Сделайте Пансу эдилом, прошу вас. Он достоин
этого» «Все золотых дел мастера призывают
избрать эдилом Гая Куспия Пансу» «Цирюльники: в эдилы - Юлия Требия» «Земледельцы требуют сделать эдилом
Марка Казелия Марцелла». Ролевые игры с опорой на изученный материал (элементы
игровой технологии обучения). Разыгрывание предложенной ситуации,
оценка действий персонажей ( 9 класс, тема «Трудовое право») Ситуация, предложенная для инсценирования. Молодой специалист Семенова Мария
Ивановна, только что окончившая политехнический институт и имеющая дочь в
возрасте 1 год, пришла устраиваться на работу (инженером на завод). Директор
предприятия не хочет ее трудоустраивать и ищет любые причины для отказа, Мария,
зная трудовое законодательство, опровергает все его доводы, опираясь на статьи
Трудового кодекса РФ. Подсказка: смотри статьи 2, 16, 19,
18, 21, 22, 39, 39, 57, 70 ТК РФ. Домашнее задание. Работа с документами и художественной
литературой; Творческие задания (рефераты,
кроссворды, сочинения); Разноуровневые задания по тексту
учебника. 2.1.2.Нетрадиционные формы урока Урок-суд Инсценирование судебного процесса в
ходе изучения тем «Гражданское право», «Уголовное право» и др; Урок-митинг Защита различных взглядов на формы
правления при изучении тем «Формы и виды государства», «Политические режимы»,
«Политические партии» и т.д; Урок- избирательная кампания Практическое применение предвыборных
технологий при изучении темы «Выборы», «Ты - будущий избиратель» Например, я предлагаю классу
разбиться на три группы и распределяю по группам задания: подготовить
выступления с защитой программы своей политической партии. Обычно, я использую
эту форму работы при изучении темы «Россия в начале 20 века. Появление
политических партий» Таким образом, учащиеся на уроке представляют программы
партии эсеров, кадетов, социал-демократов. Бизнес-игра «Составление годового бюджета» Формирование этических норм в процессе овладения
экономическими умениями при изучении тем «Налоги», «Семейное право» и др. При проведении современного урока
невозможно отказаться от применения новейших информационных технологий,
которыми так хорошо владеют наши дети. Использование ИКТ в процессе изучения предмета позволяет
активизировать познавательную деятельность учащихся, позволяет применить свои
знания на практике. Вот лишь некоторые примеры использования компьютерной
техники на уроках истории и обществознания:
Март
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 8435 | Рейтинг: 3.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |