Пятница, 10.05.2024, 01:09 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог файлов

Главная » Файлы » ИМЦ » Докуметация

Личностно - ориентированный подход к обучению на уроках физики
[ Скачать с сервера (38.0 Kb) ] 23.09.2010, 15:24

Сегодняшний день требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно, проводить исследования, давать экспертные заключения, создавать проекты. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ребенка, создают все необходимые условия для его саморазвития, самовыражения.

В своей работе, учитывая запросы времени, считаю более приемлемой систему развивающего обучения с личностно-ориентированным подходом.

Таким образом, используя личностно-ориентированный подход в обучении, я преследую цель – обеспечить развитие и саморазвитие личности обучаемого, исходя из его индивидуальных способностей и субъектного опыта.

На данном этапе работы для достижения намеченной цели я решаю следующие задачи:

1. Использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, которые позволяют раскрывать субъектный опыт ребенка.

2. Создаю атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.

3. Стимулирую учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться.

4. Использую в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбрать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.

5. Поощряю стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников в ходе урока; выбирать и осваивать наиболее рациональные.

6. Создаю ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создаю обстановку для естественного самовыражения ученика.

Индивидуальность человека формируется на основе наследованных природных задатков в процессе воспитания и одновременно – а это главное для человека - в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.

Я стараюсь всегда помнить об этом, подбирая формы и методы работы на уроке.

1. Метод проблемного изложения, рассчитанный на вовлечение учащихся в познавательную деятельность. Учитель может сам поставить проблему и указать пути ее решения. Но гораздо эффективнее, если проблему ставят дети и сами, затем ищут пути ее решения, размышляют и переживают, тем самым включаются в атмосферу научно – доказательного поискового мышления. Так на уроке по изучению силы трения в ходе обмена мнениями учащиеся сами поставили проблему: "Трение – польза или вред?”, которая была разрешена после самостоятельной работы с текстом учебника.

2. Частично-поисковый (эвристический) – готовящий к самостоятельному решению познавательных проблем. Учащиеся преобразовывают учебную информацию из одной формы в другую, конкретизируют. Так, в курсе физики 10-го класса, ряд тем знакомят учащихся с различными агрегатными состояниями. Предлагаю проработать полученную информацию и представить ее в виде таблицы.

Умение проводить сравнения и аналогии использую при выведении обозначений и единиц измерения подобных физических величин.

Очень оживленно проходит этап проверки усвоения знаний при решении нестандартных ситуаций, если к тому же эти ситуации представлены в оригинальном виде.

Например, на уроке в 8 классе «Плавление и кристаллизация» читаю стихотворение:

Она жила и по стеклу текла,

Но вдруг ее морозом оковало,

И неподвижной льдинкой капля стала,

А в мире поубавилось тепла?

(При превращении воды в лед выделяется, а не затрачивается теплота.)

3. Исследовательский - организация поисковой, творческой деятельности по решению новых познавательных проблем. Например, при изучении темы «Условия плавания тел» учащиеся, выдвинув гипотезу, делятся на группы и, используя лабораторные установки, начинают экспериментировать. По окончании работы они обобщают полученные данные и делают выводы. И бесспорно, знания, полученные таким методом, будут усвоены на самом высоком уровне.

Выбор формы организации личностно – ориентированного урока в условиях развивающего обучения диктуется поставленными задачами и уровнем владения учащимися методами учебной деятельности. Если предложенное задание учащиеся в состоянии выполнить самостоятельно, а это проверяю заранее, то используется индивидуальная форма работы. Если некоторые испытывают затруднения, а такое бывает, то им предлагается выбрать приемлемую для себя форму работы – объединиться в пары или группы по принципу кто с кем хочет работать, однако с таким условием, чтобы группа могла в конечном итоге добиться положительного результата. В случае если группа или пара не справляется с заданием, я оставляю за собой право – и об этом информирую заранее – внести изменение в состав. И вот на определенном этапе обучения все учащиеся становятся способными выполнять творческие задания, но каждый на своем уровне.

Считаю, что на уроках в системе развивающего обучения с личностно – ориентированным подходом фронтальная форма учебной деятельности должна использоваться реже, в основном при коллективном обсуждении отдельных вопросов темы проблемного характера, при проведении дискуссий, при анализе результатов учебной деятельности, а вот  преобладающими формами работы учащихся являются: 1) групповые,  2) парные,  3) индивидуальные.

При разработке дидактического материала учитываю психолого-педагогические особенности учащихся, объективную сложность предметного содержания заданий, и различные способы их решения.

В содержание заданий ввожу описание приемов их выполнения, которые задаю непосредственно: 1) в виде правил, 2) предписаний (для лабораторных работ), 3) алгоритмов действий,

или путем организации самостоятельного поиска (для более сильного ученика): 4) реши разными способами, 5) найди рациональный способ, 6) сравни и оцени два подхода.

Один и тот же учебный материал усваивается через активное включение различных сенсорных систем: не только зрения и слуха, но и через моторику, тактильные восприятия.

На уроке физики я сообщаю формулу, которую надо запомнить. Замечаю, что каждый ученик использует свой способ запоминания. Один хорошо запоминает на слух, другой стремится записать, чтобы запомнить, третий создает зрительный образ явления, фиксируемого формулой, четвертый пытается объединить понятия по общему признаку.

Я убедилась, что чем разнообразнее субъектный опыт ребенка, тем больше у меня возможности его использовать в обучении, но для этого я должна предоставить ученику возможность воспользоваться этим опытом через выбор вида и формы учебного материала. Каждое задание, где это возможно, должно иметь словесное, графическое, символико-числовое, предметно-иллюстративное решение. Ученик знает, что он вправе выбрать и рассчитывает на успех, что усиливает его учебную мотивацию.

В процессе реализации личностно-ориентированного подхода в обучении часто организую свободную беседу, стимулирующую учащихся высказаться, не боясь ошибиться по поводу изучаемого материала. Дети не просто слушают мой рассказ, а постоянно сотрудничают со мной в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают. В результате этого обсуждения рождается и закрепляется научное знание. Я часто обращаюсь к классу с вопросами:  - Что вы знаете об этом?  - Где наблюдали?  - Где в жизни это можно использовать? Я нацеливаю ребят на то, что в ходе такой беседы нет правильных и неправильных ответов, просто есть разные позиции, взгляды, точки зрения, выделив которые, начинаем отрабатывать с позиции предмета.

На уроках особое внимание уделяю развитию мышления и речи учащихся. Предлагаю такие задания, для выполнения которых необходимо, прежде всего, составить алгоритмы. Эта деятельность требует мыслительных усилий, обсуждения. (Например, когда ученик решает задачу у доски, он обязан проговорить каждый свой шаг и доказать его правильность и рациональность).

Я считаю, что обучение с личностно-ориентированным подходом:

- обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявленных его индивидуальных особенностей;

- предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы и субъективный опыт, возможность реализовать себя учебной деятельности;

-  личностно-ориентированное обучение учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определенного интеллекта;

- предполагает образованность как совокупность знаний, умений, навыков и индивидуальных способностей ученика.

Использование такой технологии способствует превращению ученика из объекта в субъект учебной деятельности, вносит значительный вклад в формирование самостоятельной познавательной деятельности, тем самым, повышая у ребенка мотивацию к обучению, что подтверждается результативностью.

Категория: Докуметация | Добавил: SharaputasT
Просмотров: 6577 | Загрузок: 681 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: