Отдел образования администрации города Рассказово
Каталог файлов
Главная » Файлы » ИМЦ » Докуметация |
[ Скачать с сервера (72.0 Kb) ] | 11.10.2010, 08:04 |
Исследования в области психологии мышления показывают, что поздно начинать учить человека заниматься исследовательской деятельностью, если он уже студент или аспирант. Начинать это следует гораздо раньше — в детском возрасте, ибо в школе и даже в дошкольных учреждениях закладываются главные умения и навыки исследовательской деятельности. Детям свойственна склонность к проведению исследований, ибо её движущими силами являются любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину. Большинство исследований, самостоятельно проводимых детьми, спонтанны и неосознанны. Чтобы сделать их систематизированными и методологически грамотными, надо включать исследовательскую деятельность учащихся в образовательный процесс школ.
Этимология слова «исследования» показывает, что эта деятельность подразумевает извлечение чего-то «из следа», т.е. восстановление некоторого порядка вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Это принципиальная особенность мышления при исследовании, с которым сопряжено развитие наблюдательности, внимательности, аналитических навыков. В ходе исследования участник не оказывает на предмет изучения никакого воздействия, не вмешивается в суть происходящего. Этим исследовательская деятельность отличается от проектной, в ходе которой, наоборот, допускаются и иногда программируются, разного рода, воздействия, способные изменить свойства и сущность предмета исследования. Исследовательской считается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую задачу, решение которой неизвестно. Эта деятельность предполагает этапы, характерные для исследования в научной сфере:
· постановка проблемы; · изучение информации по этой проблематике; · выбор методов исследования и практическое овладение ими; · сбор собственного материала; · анализ и обобщение; · формулирование выводов.
Проектная деятельность характеризуется теми же самыми этапами, однако при сборе собственного материала можно проводить экспериментальные, практические работы. Такое понимание исследовательской деятельности соответствует деятельности и учителей, и учеников. Суть исследовательской деятельности, кем бы она ни проводилась, — всегда одна, разница заключается лишь в выборе тематики и уровне сложности проводимого исследования. Учительские исследовательские работы в основном связаны с поиском решений по широкому кругу дидактических проблем (отбор содержания, адаптация образовательных технологий к конкретным условиям и др.) образования, реже в области предметных знаний (истории, физики и др.). Учительская исследовательская деятельность иногда носит характер проектной — создаются принципиально новые или творчески меняются уже имеющиеся средства обучения и др. Ученические исследования — это чаще всего чисто исследовательские работы, реже проектно-исследовательские. Последние связаны с разработкой или усовершенствованием приборов, устройств, школьных наглядных пособий и др. С функциональной точки зрения главная цель учебного исследования в том, чтобы ученики приобретали навык исследования как универсального способа освоения действительности путём повышения мотивации к учёбе и активизации личностной позиции в образовательном процессе. В исследовательской деятельности учащихся меняются функциональные позиции субъектов. В типичной образовательной ситуации классно-урочной системы реализуется стандартная позиционная схема «учитель — ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых знаний, каждое конкретное явление требует самостоятельного анализа. Это нуждается в согласованных действиях учителя и ученика в рамках схемы «партнёр — партнёр». Главные результаты смены позиций участников исследовательской деятельности: · расширение границ толерантности её участников; · развитие у них критического мышления. Безусловная норма исследовательской деятельности — доказательность и обоснование позиции, данных, способов достижения результатов исследования, необходимость постоянно проверять результаты, адекватность их практической реализации. В коммуникационном аспекте очень важно обсуждать результаты исследовательской деятельности на предмет их истинности.
Одно из педагогических условий эффективного проведения ученических исследований — организация проблемного обучения, которое содержит элементы поиска. Важно, чтобы исследуемая проблема была взята из реальной жизни, была знакомой и значимой для ребёнка. Личный интерес обучающегося в этой деятельности был необходимым условием успешной работы. Для её решения нужны ранее полученные знания и те, которые только предстоит приобрести. Учитель-консультант руководит проектной работой, направляя поиск учеников в нужное русло и подсказывая источники информации. Со временем идея метода проектов претерпела эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остаётся прежней — стимулировать интерес к проведению исследования. В основе метода проектов — креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. Целесообразность применения метода проектов как образовательной технологии обусловлена следующими обстоятельствами: · существует какая-либо значимая проблема, требующая исследовательского решения; · предполагаемые результаты имеют субъективную или объективную новизну; · при работе над проектом применяются исследовательские методы; · имеется ситуация выбора, требующая самостоятельной деятельности учащихся. Суть метода проектов составляет идея «проекта», который в точном переводе с латинского означает «брошенный вперёд». Существуют разные типы проектов и разные подходы к их систематизации. Например: 1. По числу участников проекта (индивидуальный, парный, групповой). 2. Предметная область проекта (монопредметный, межпредметный, надпредметный). 3. Продолжительность проекта. 4. Метод, доминирующий в проекте (исследовательский, творческий, игровой и др.). 5. Характер контактов (среди участников одного класса; школы, города, региона и т.д.). 6. Характер координации проекта (непосредственный, скрытый).
Если взять за основу степень самостоятельности ученика при реализации проекта, можно выделить три типа проектов. Первый — взрослый предлагает учащимся готовую формулировку проблемы, сам намечает стратегию и тактику её решения. Ученику остаётся лишь самостоятельно найти решение проблемы. Второй тип — взрослый ставит проблему, но метод решения ученик ищет самостоятельно. При этом возможен коллективный поиск. На третьем — высшем уровне постановкой проблемы, поиском методов её исследования и разработкой решения самостоятельно занимается ученик. Третий тип проектов наиболее адекватен методологии «направляемого проекта», где целевой установкой служат способы деятельности.
Работа над проектом начинается с попыток учащихся описать в форме изложения ситуацию, в которой надо решить предложенные проблемы. Работа по каждому проекту предусматривает: · предварительное инструктирование группы в 5-7 учащихся; · индивидуальные задания; · чтение исторических источников я изучение библиографии для понимания темы; · стимулирование индивидуальной исследовательской деятельности.
«Направляемый проект» поощряет взаимодействие, терпимость к чужому мнению, обсуждение ценностных приоритетов. Способствует развитию индивидуальной позиции при ответе на предлагаемые исследовательские проекты. | |
Просмотров: 1599 | Загрузок: 170 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |