Отдел образования администрации города Рассказово
Каталог файлов
Главная » Файлы » ИМЦ » Докуметация |
[ Скачать с сервера (79.0 Kb) ] | 07.11.2011, 10:00 |
В
обычной школе наиболее приемлемой является ролевая игра. Используя ролевую игру
можно отрабатывать тактику поведения, действий, выполнение функций и
обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли
разрабатывается модель – пьеса ситуации, между учащимися распределяются роли с
определенным содержанием. При проведении ролевой игры излагаются особые
требования к языку преподавателя, его умениям пользоваться мимикой, голосом,
кинемами, а также к педагогическому общению в целом. Успешность игры может быть
обеспечена только если преподаватель сможет: 1.
создать атмосферу, свободную от страха перед высказыванием на
иностранном языке; 2.
участвовать в игре, идентифицируя себя с учащимися, т.е. смотреть
на все их глазами; 3.
быть предельно воздержанным, в том числе и в конфликтной ситуации; 4.
показывать участникам игры, что он их ценит и уважает, давая
индивидуальные задания, доверяя самостоятельную организацию и проведение
отдельных фрагментов игры самим учащимся; 5.
интересно и разнообразно организовывать работу с учетом возрастных
особенностей учащихся. В 5 классе можно использовать игры- имитации, игры-загадки,
игры-соревнования, игры на внимательность. 1. Игра- загадка «Какой звук я задумал?» (Учитель произносит цепочку слов, в которых встречается один и тот
же звук, дети отгадывают его) 2.Игры
на внимательность «Правда- ложь» (Учитель
показывает учащимся транскрипционные значки и одновременно называет звуки,
иногда допуская ошибки. Ученики должны заметить ошибки и исправить их). 1.
«Учитель- ученик» (Ученики
работают парами: «учитель» называет звук, а « ученик» находит его изображение и
называет с ним несколько слов) 2.
Игра имитация «Конкурс дикторов» (
надо произнести скороговорку за учителем, сначала медленно, а затем быстрее). 3.
«Дуэль» при отработке лексики (
два ученика по очереди называют слова, побеждает тот, кто скажет последнее
слово) 4.
«Найди заголовок» (
учащиеся работают в группах и читают тексты без заголовка, а затем выбирают
подходящий к тексту заголовок из написанных на доске). 7
«Что? Где? Когда?» (
Ученики называют факт, относящийся к какому-то событию, их одноклассники
пытаются отгадать, что за событие было загадано) Такое часто происходит, если отсутствует
дидактическое рассуждение или обоснование мотивации обучения.
Закрытость игры и выделение роли учителя делают эти игры
неподходящими для коммуникации на уроке иностранного языка. б) В
"играх по плану" определяются функции фрагмента действительности, которые представлены в модели
действительности. В в) К
"играм на языке", прежде всего, относится ролевая игра. Другие исследователи, А. Мейли и А. Дафф,
наиболее адекватным приемом обучения говорению считают
различные формы драматизации. Они обращают внимание на близость
обстоятельств, стимулирующих овладение языком, — к
театральным. Они писали, что "театр
является своеобразной лабораторией, в которой создаются речевые
поступки" [71, с. 87]. А. Мейли и А. Дафф выделяют следующие формы
драматизации как разновидности ролевой игры: —пересказ текста от имени действующих лиц; —диалог; —импровизация; —ролевая игра. Другой автор, Робин К. Скарселла [80],
считает ролевую игру отдельной формой игры (подробнее о ролевой
игре мы будем говорить в следующей главе). Видами игры он
считает: —ролевые игры; —драматизации; —симуляции. Здесь необходимо подробнее остановиться на
таком виде игры, как симуляция. По мнению Р.К. Скарселла,
"симуляция воспроизводит ситуации,
часто встречающиеся в реальной жизни. Они предполагают обязательное принятие решения по определенной
проблеме". [80, с. 127], т. е. в данной интерпретации
симуляция есть воспроизведение определенной жизненной ситуации, лишенной
непредвиденных или опасных ситуаций. Автор приводит пример
симуляции: молодой, неопытный адвокат ведет защиту в
импровизированном зале суда Симуляции
отличаются от ролевых игр еще и тем, что сценарии к ним должны быть очень
полными и тщательно подготовленными [75]. Дж. Каллахан наряду с речевой игрой и
симуляцией выделяет и третий вид игр — социодраматизацию, которая
рассматривается как учебный прием, применяемый для обучения
людей особенностям профессии, и акцентирует внимание на
решении социальных проблем. В социодраматизации включены
воображаемые ситуации [55]. Что касается Джона Оллера [77], то он дает
следующую классификацию игровых форм: —симуляция; —драматизация; —ролевая игра; —психодраматизация; —социодраматизация; —упражнения с использованием мимики. К. Ливингстоун же считает драматизацию и
упражнения с использованием мимики подготовительными к
собственно ролевой игре и симуляции.
Под упражнениями с использованием мимики он понимает выполнение определенного действия, разыгрывание
короткой сценки без использования языковых и речевых
средств. Задача остальных учеников состоит в угадывании изображаемых действий
[30]. Что касается психодраматизации, то это форма
групповой работы, используемая в психотерапии и учебных
целях, когда человек, принимая на себя определенную роль, решает
определенную социальную или психологическую проблему. Причем,
данный прием допускает многократную репетицию своей роли [64]. Еще одну разновидность игр предлагает Дональд
Боуэн. Это так называемые гамбиты, т.е. игры в забавной
форме, способствующие развитию языковых и коммуникативных умений
[53]. Итак, сделав краткий обзор взглядов
отечественных и зарубежных исследователей, занимавшихся проблемой
классификации игровой деятельности, попытаемся суммировать предлагаемую
классификацию, которая объединила бы все
перечисленные типы. Все игры можно подразделить на: —подвижные; —строительные; —интеллектуальные; условные При этом мы особое внимание уделяем
дидактическим играм, в .которые входят языковые, или
подготовительные, и речевые, или творческие.
К языковым играм относятся орфографические, лексические, фонетические и грамматические (примеры этих игр приводятся в приложении), целью которых является формирование
соответствующих навыков, а к речевым можно
отнести: —ситуационные, в основе которых лежит ситуация из жизни,
для решения которой применяются знания реального
учебного предмета; —ролевые, предполагающие выполнение определенных ролей индивидуально каждым участником игры или в группе; —деловые — предполагается конкретная проблема, имеется
дело; роли и правила игры вырабатываются участниками в ходе самой
игры. В процессе обучения могут быть использованы и
другие игры (или варианты их проведения), разработанные
отечественными и зарубежными методистами. Место игры на уроке и .отводимое игре время
зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого
материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Например, если
игра используется в качестве тренировочного упражнения при
первичном закреплении материала, то ей можно отвести 15-20 минут
урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут
и служить своеобразным повторением уже пройденного
материала, а также разрядкой на уроке. Как уже говорилось выше, игры могут быть
грамматические, лексические, фонетические, орфографические.
Все они способствуют формированию речевых навыков. Овладение грамматическим материалом, прежде
всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что
тренировка учащихся в употреблении
грамматических структур, требующая
многократного их повторения, утомляет школьников своим однообразием, а затрачиваемые усилия часто не приносят
быстрого удовлетворения. Применение игровых методов
обучения помогут сделать скучную работу более интересной и
увлекательной. Например, ряд грамматических игр могут быть
эффективны при введении нового материала. Формированию и развитию лексических и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры основная цель которых — освоение правописания изученной лексики. Большинство игр можно использовать в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и вторичного закрепления. | |
Просмотров: 1703 | Загрузок: 326 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |