Пятница, 10.05.2024, 02:32 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог файлов

Главная » Файлы » ИМЦ » Докуметация

Экологическая среда и здоровье человека
[ Скачать с сервера (161.5 Kb) ] 15.09.2010, 13:11

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Направленность программы: эколого-биологическая.

Программа модифицированная. За основу взята программа «Окружающая среда и здоровье человека» автор Логинова Л.В. (г. Георгиевск), но переработана. Были взяты курсы «Курение, наркомания, алкоголизм -социальные проблемы общества» и «Экологическая безопасность и продукты питания», в которых внесли изменения.

Одной из самых необходимых областей знаний об окружающем мире в настоящее время для человечества стала экология. Особенно возрос интерес к ней в связи с тем, что под влиянием производства природа начала сильно меняться. Порой результаты этих изменений стали угрожать человечеству, ухудшая природную среду.

Человек неотделим от природы, в процессе эволюции у него формировались определенные механизмы адаптации к окружаю­щей среде. Сохранение и укрепление здоровья людей возможно лишь при обеспечении экологического качества окружающей сре­ды и здорового образа жизни.

Одной из ведущих задач экологического образования школь­ников в настоящее время стало развитие ответственного отноше­ния к окружающей среде и своему здоровью. Для решения данной задачи требуется не только передача обучаемым теоретических знаний, но и вовлечение их в практическую деятельность. В ходе такой деятельности обучающиеся должны овладеть умениями и навыками правильного поведения в природе, научиться оцени­вать состояние природной среды, ближайшего окружения: двора, улиц, пришкольного участка, а также помещений, где они учатся и живут; изучить, как разные компоненты могут влиять на состо­яние здоровья человека.

Здоровье — не личное дело каждого человека. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит большую пользу общест­ву. Здоровый образ жизни — это система поведения человека, вклю­чая физическую культуру, творческую активность, высоконрав­ственное отношение к окружающим людям, обществу, природе, поэтому во многом наше здоровье зависит от нас самих.

Всякая неумеренность, невоздержание доставляют человеку стра­дания, приводят к болезням, снижают его интеллект. Еще Аристо­тель говорил о том, что у умных людей страсти согласуются с разумом.

В последние годы в СМИ с большой тревогой ведется разговор о вреде курения, злоупотреблении алко­голем и туберкулезе.

Актуальность данной программы состоит в том, что одной из самых необходимых областей знаний об окружающем мире в настоящее время для человечества стала экология. Особенно возрос интерес к ней в связи с тем, что под влиянием производства природа начала сильно меняться. Порой результаты этих изменений стали угрожать человечеству, ухудшая природную среду.

Человек неотделим от природы, в процессе эволюции у него формировались определенные механизмы адаптации к окружаю­щей среде. Сохранение и укрепление здоровья людей возможно лишь при обеспечении экологического качества окружающей сре­ды и здорового образа жизни.

Одной из ведущих проблем экологического образования школь­ников в настоящее время стало развитие ответственного отноше­ния к окружающей среде и своему здоровью. Новизна данной программы заключается  не только в передаче обучаемым теоретических знаний, но и вовлечение их в практическую деятельность, в ходе которой они должны овладеть умениями и навыками правильного поведения в природе, научиться оцени­вать состояние природной среды, ближайшего окружения: двора, улиц, пришкольного участка, а также помещений, где они учатся и живут; изучить, как разные компоненты могут влиять на состо­яние здоровья человека.

Педагогическая целесообразность прослеживается в увеличении числа часов практической части по экологии, расширении программы профильного обучения.

Цель программы - развитие экологической культуры подростков, формирование их активной позиции в решении экологических проблем, расширение и углубление знаний о природе,  развитие исследовательских умений и навыков.

Достижение  поставленной  цели  возможно  при  решении  следующих  задач:

I год обучения

образовательные:

-       вовлечь учащихся в самостоятельное исследование основ за­щиты и улучшения окружающей среды и своего здоровья;

-  сформировать негативное отношение к раз­личным наркотическим веществам, алкоголю;

-  выработать ответственное отношение к сво­ему здоровью и здоровью окружающих;

развивающие:

-       развить умения самостоятельно приобретать, анализиро­вать, учитывать и применять полученные знания;

- развить творческие способности, умения на­блюдать, сопоставлять, делать выводы.

воспитательные:

- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей

среде;

-     воспитать уважительное отношение к жизни, здоровью.

II год обучения

образовательные:

- сформировать представление о пищевых добав­ках, о здоровом питании;

развивающие:

-  развить представление о культуре питания;

воспитательные:

-  воспитать уважительное отношение к жизни, здоровью во всех его проявлениях.

Отличительная  особенность данной дополнительной образовательной программы от существующей заключается в уменьшении количества курсов, из четырех взято два курса: «Курение, наркомания, алкоголизм - социальные проблемы общества» и «Экологическая безопасность и продукты питания». В программу внесены необходимые коррективы в соответствии с местными условиями и возможностями.

Возраст детей: 15-16 лет.

Сроки реализации: рассчитана на 2 года.

Формы и методы: индивидуальная и групповая формы, методы: рассказ, поручение, коллективная творческая деятельность, поощрение, одобрение.

Режим занятий по 2 часа два раза в неделю. Всего 144 часа в год.

Ожидаемые результаты:

I год

Учащиеся должны знать:

- факторы, влияющие на здоровье,

- факторы, негативно воздействующие на здоровье подростка.

Уметь:

- выявлять факторы, влияющие на состояние здоровья, формулировать выводы.

-  проводить диагностические работы.

II год

Учащиеся должны знать:

- нормы применения пищевых добавок в продуктах питания

- влиянии их на здоровье человека.

Уметь:

- анализировать происходящее с окружающей средой и со всеми нами.

УЧЕНБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Введение (2ч)

Теория: Знакомство обучающихся с программой объединения, с целями и задачами.

2. Здоровый образ жизни (6ч)

Теория: Здоровье - всему голова. Здоровье в твоих руках. Здоровье нации. Факторы здоровья. Репродуктивное здоровье.

Практическая работа

Обработка результатов анкетирования.

3. Здоровье — одна из несомненных ценностей человека (46ч)

Теория: Здоровый образ жизни основа устойчивости организма к не­гативным влияниям среды. Курение, токсикомания, наркомания и здоровье. Беседа. О вреде воздействия курения, токсикомании, наркомании на организм.

Практика:

Конкурс рисунков, плакатов на тему:

1«О вреде курения».

2 Анти­реклама табачных изделий.

3 Наркотики: как сказать «нет».

4 Устный журнал «Я сегодня бросил курить».

Анкетирование:

1 «Здоровье в твоих руках»,

2«Курению бой», с целью выявления числа курящих и пробовавших курить школьни­ков и причин, побуждающих взять сигарету.

3 «Курение и ка­чество жизни», с целью выявления качества жизни среди курящих лиц.

Индивидуальная работа

Обработка результатов анкетирования.

Составление графиков, диаграмм.

4. О вреде воздействия алкоголя на организм (28ч)

Теория: Проблема профилактики алкоголизма остается активной. Разви­тие основных психологических процессов у человека при злоупот­реблении алкоголем.

Практическая работа.

Исследование:

О вреде действия алкоголя на потомство.

Закон и алкогольные напитки.

Алкоголь - яд.

Конкурс рисунков и плакатов на антиалкогольную тему: «Зеле­ного змия - в черную книгу».

Устный журнал «Алкоголь как социальное зло».

Беседа (встреча с врачом-наркологом, гинекологом). «О вреде курения, токсикомании, наркомании, алкоголя на организм чело­века».

5. Туберкулез - социальная бомба.(54ч)

Теория: Туберкулез - не только инфекционная, но и социальная бомба.

Практическая работа.

Изучение основных причин развития туберкулеза среди жителей города.

Сбор статистических данных об уровне заболеваемости туберкулезом по городу.

Обработка результатов.

Исследование: Категория населения, наиболее подверженная заболеванию туберкулезом (мальчики, девочки). Статистические данные по го­роду.

Индивидуальная работа Обработка анкет.

Практическая работа. Составление диаграмм, графиков, «Листов здоровья».

6. Творческий отчет .(2ч)

7. Участие в экологических акциях, праздниках (4ч)

8. Подведение итогов (2ч)

Экологическая конференция «Здоровье школьников и окружа­ющая среда».

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1. Введение (2ч)

Теория: Знакомство учащихся с планом работы объединения, с це­лями и задачами.

2. Экологическая ситуация и здоровье населения (58ч)

Теория: Состояние среды и уровень заболеваемости. Вещества и факто­ры, вызывающие различные группы заболеваний.

Практика:

Подготовка проектов «Опасные для здо­ровья органические и неорганические вещества».

Исследования:

Нитраты, нитриты, используемые в качестве добавок при про­изводстве продуктов.

Болезни, вызываемые нитратами и пищевы­ми добавками.

Анкетирование.

«Информированность населения о пищевых добавках».

Индивидуальная работа.

Обработка результатов анкетирования.

Составление графиков, диаграмм по результатам анкетирова­ния.

Устный журнал. «Экология и здоровье человека в городе». Факторы, определяющие здоровье населения в городе.

3. Пищевые добавки, их классификация (74ч)

Теория: Предельно допустимые нормы, необходимые в техническом про­цессе производства пищевых продуктов.

Практика:

Влияние пищевых добавок на здоровье человека.

Коды стран по данным международной ассоциации ЕАН.  Спи­сок наиболее вредных добавок.

Алгоритм проведения первичной экологической экспертизы упа­кованных продуктов питания: экспертиза упаковки, этикетки, мар­кировка, штрих код, как его расшифровать, штамп на консервной банке.

Встреча с врачом инфекционистом, диетологом.

Устный журнал.

Здоровье и проблемы рационального и безопасного питания.

Индивидуальная работа.

Обработка результатов исследования, составление графиков, диаграмм.

4. Участие в экологических мероприятиях.(4ч)

Экологические акции: «Мы чистим мир», «День Земли».

5. Творческий отчет.(4ч)

Участие в экологической конференции.

6. Итоговое занятие.(2ч)

Творческий отчет «Здоровье и проблемы рационального и безо­пасного питания».

 Методическое обеспечение программы.

 Оно включает в себя теоретические, практичес­кие, индивидуальные занятия, а также анкетирования, встречи и беседы с врачами, устные журналы.

Методика работы по программе строится в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполне­нии заданий.

На занятиях педагог опирается на следующие методы:

-       общие методы воспитания: рассказ, диспут, этическая бе­седа;

-       методы организации деятельности и формирования опыта поведения: коллективная творческая деятельность, поручение;

-       методы стимулирования: одобрение, поощрение, предостав­ление прав.

В ходе выполнения программно-целевых проектов главное вни­мание уделяется выработке у обучающихся навыков сознательного, ответственного поведения в природе, через обучение их экологи­ческим знаниям. Наиболее эффективным является подход, кото­рый включает в себя следующие практические шаги:

-       определение состояния окружающей среды;

-       установление ущерба, причиненного окружающей среде;

- проведение мероприятий по охране окружающей среды.

Оригинальность мышления, творчество и одаренность, обучаю­щиеся наиболее ярко проявляют в разнообразной исследователь­ской деятельности. В объединении экологическую науку ребята вос­принимают не только как систему уже открытых фактов и сфор­мулированных теорий, но и как процесс реального научного поиска.

Немаловажную роль в объединении играет совместная дея­тельность обучаемых и педагога в проектировании исследовательс­кой работы, составлении графиков, диаграмм, карточек, фотома­териалов.

Метод проектов способствует преодолению изолированности школ от общественной жизни, решения актуальной общественной проблемы. Это повышает интерес к процессу обучения, вос­питывает индивидуальную ответственность. После завершения ис­следовательского проекта обучающиеся заинтересованы продолжить изучение данной тематики.

Большая и очень важная часть работы - пропаганда экологиче

Категория: Докуметация | Добавил: SharaputasT
Просмотров: 3769 | Загрузок: 722 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: