ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА.
Направленность программы: эколого-биологическая.
Программа модифицированная. За
основу взята программа «Окружающая среда и здоровье человека» автор Логинова
Л.В. (г. Георгиевск), но переработана. Были взяты курсы «Курение, наркомания,
алкоголизм -социальные проблемы общества» и «Экологическая безопасность и
продукты питания», в которых внесли изменения.
Одной из самых необходимых
областей знаний об окружающем мире в настоящее время для человечества стала экология. Особенно возрос интерес к ней в связи с
тем, что под
влиянием производства природа начала сильно меняться. Порой результаты этих
изменений стали угрожать человечеству, ухудшая
природную среду.
Человек неотделим от природы, в
процессе эволюции у него формировались определенные механизмы адаптации к окружающей среде. Сохранение и
укрепление здоровья людей возможно лишь при обеспечении экологического качества окружающей
среды и здорового образа жизни.
Одной из ведущих задач
экологического образования школьников в настоящее время стало развитие
ответственного отношения
к окружающей среде и своему здоровью. Для решения данной задачи требуется не только
передача обучаемым теоретических знаний, но и вовлечение их в практическую деятельность. В
ходе такой
деятельности обучающиеся должны овладеть умениями и навыками правильного поведения в природе, научиться
оценивать состояние природной среды,
ближайшего окружения: двора, улиц,
пришкольного участка, а также помещений, где они учатся и живут; изучить, как разные компоненты могут
влиять на состояние здоровья человека.
Здоровье — не личное дело каждого
человека. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит большую пользу обществу. Здоровый образ жизни — это
система поведения человека, включая физическую культуру, творческую активность,
высоконравственное
отношение к окружающим людям, обществу, природе, поэтому во многом наше здоровье зависит от нас
самих.
Всякая неумеренность,
невоздержание доставляют человеку страдания, приводят к болезням, снижают его интеллект. Еще
Аристотель говорил
о том, что у умных людей страсти согласуются с разумом.
В последние годы в СМИ с большой тревогой ведется разговор о вреде
курения, злоупотреблении алкоголем и
туберкулезе.
Актуальность данной программы состоит в том, что одной из самых необходимых областей
знаний об окружающем мире
в настоящее время для человечества стала экология. Особенно возрос интерес к ней в связи с
тем, что под
влиянием производства природа начала сильно меняться. Порой результаты этих
изменений стали угрожать человечеству, ухудшая
природную среду.
Человек неотделим от природы, в
процессе эволюции у него формировались определенные механизмы адаптации к окружающей среде. Сохранение и
укрепление здоровья людей возможно лишь при обеспечении экологического качества окружающей
среды и здорового образа жизни.
Одной из ведущих проблем
экологического образования школьников в настоящее время стало развитие
ответственного отношения
к окружающей среде и своему здоровью. Новизна
данной программы заключается не только в
передаче обучаемым теоретических знаний, но и вовлечение их в практическую деятельность, в
ходе которой они
должны овладеть умениями и навыками
правильного поведения в природе, научиться оценивать состояние природной среды, ближайшего окружения: двора, улиц, пришкольного участка, а также помещений, где
они учатся и живут; изучить, как
разные компоненты могут влиять на состояние здоровья человека.
Педагогическая
целесообразность прослеживается в
увеличении числа часов практической части по экологии, расширении программы
профильного обучения.
Цель программы - развитие экологической культуры подростков, формирование их активной позиции
в решении экологических проблем, расширение и углубление знаний о природе, развитие исследовательских умений и навыков.
Достижение поставленной цели
возможно при решении
следующих задач:
I год обучения
образовательные:
-
вовлечь учащихся в самостоятельное исследование основ защиты и улучшения окружающей среды
и своего здоровья;
-
сформировать негативное отношение к различным наркотическим веществам, алкоголю;
-
выработать ответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
развивающие:
-
развить умения самостоятельно приобретать, анализировать, учитывать и
применять полученные знания;
- развить творческие
способности, умения наблюдать,
сопоставлять, делать выводы.
воспитательные:
- воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей
среде;
- воспитать
уважительное отношение к жизни, здоровью.
II год обучения
образовательные:
-
сформировать представление о пищевых добавках,
о здоровом питании;
развивающие:
- развить представление о культуре
питания;
воспитательные:
- воспитать
уважительное отношение к жизни, здоровью во всех его проявлениях.
Отличительная особенность данной дополнительной
образовательной программы от существующей заключается в уменьшении количества
курсов, из четырех взято два курса: «Курение, наркомания, алкоголизм -
социальные проблемы общества» и «Экологическая безопасность и продукты питания».
В программу внесены необходимые коррективы в соответствии с местными условиями
и возможностями.
Возраст детей: 15-16 лет.
Сроки реализации: рассчитана на 2 года.
Формы и
методы: индивидуальная и
групповая формы, методы: рассказ, поручение, коллективная творческая
деятельность, поощрение, одобрение.
Режим
занятий по 2 часа два раза в
неделю. Всего 144 часа в год.
Ожидаемые
результаты:
I год
Учащиеся должны знать:
- факторы, влияющие на здоровье,
- факторы, негативно воздействующие на здоровье
подростка.
Уметь:
- выявлять факторы, влияющие на состояние здоровья,
формулировать выводы.
- проводить
диагностические работы.
II год
Учащиеся должны знать:
- нормы применения пищевых добавок в продуктах питания
- влиянии их на здоровье человека.
Уметь:
- анализировать происходящее с окружающей средой и со
всеми нами.
УЧЕНБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Введение (2ч)
Теория: Знакомство обучающихся с программой объединения, с
целями и задачами.
2. Здоровый образ жизни (6ч)
Теория: Здоровье - всему голова. Здоровье в твоих руках.
Здоровье нации. Факторы здоровья. Репродуктивное здоровье.
Практическая работа
Обработка результатов анкетирования.
3. Здоровье — одна из несомненных ценностей человека (46ч)
Теория: Здоровый образ жизни
— основа устойчивости организма
к негативным влияниям среды.
Курение, токсикомания, наркомания и здоровье. Беседа. О вреде воздействия
курения, токсикомании, наркомании на организм.
Практика:
Конкурс рисунков, плакатов на тему:
1«О вреде курения».
2 Антиреклама табачных изделий.
3 Наркотики: как сказать «нет».
4 Устный журнал «Я сегодня бросил курить».
Анкетирование:
1 «Здоровье
в твоих руках»,
2«Курению
бой», с целью выявления числа курящих и пробовавших курить школьников и
причин, побуждающих взять сигарету.
3 «Курение и
качество жизни», с целью выявления качества жизни среди курящих лиц.
Индивидуальная работа
Обработка результатов анкетирования.
Составление графиков, диаграмм.
4. О вреде воздействия алкоголя на организм (28ч)
Теория: Проблема профилактики алкоголизма остается активной.
Развитие основных психологических процессов у человека при злоупотреблении
алкоголем.
Практическая работа.
Исследование:
О вреде действия алкоголя на потомство.
Закон и алкогольные напитки.
Алкоголь - яд.
Конкурс рисунков и плакатов на антиалкогольную тему: «Зеленого змия - в черную книгу».
Устный журнал
«Алкоголь как социальное зло».
Беседа (встреча
с врачом-наркологом, гинекологом). «О вреде курения, токсикомании, наркомании,
алкоголя на организм человека».
5. Туберкулез - социальная бомба.(54ч)
Теория: Туберкулез - не только инфекционная, но и социальная
бомба.
Практическая работа.
Изучение основных причин развития туберкулеза среди
жителей города.
Сбор статистических данных об уровне заболеваемости
туберкулезом по городу.
Обработка результатов.
Исследование:
Категория населения, наиболее подверженная заболеванию туберкулезом (мальчики,
девочки). Статистические данные по городу.
Индивидуальная работа Обработка анкет.
Практическая работа. Составление диаграмм, графиков, «Листов здоровья».
6. Творческий отчет .(2ч)
7. Участие в экологических акциях, праздниках (4ч)
8. Подведение итогов (2ч)
Экологическая конференция «Здоровье школьников и
окружающая среда».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1. Введение (2ч)
Теория:
Знакомство учащихся с планом работы объединения, с целями и задачами.
2. Экологическая
ситуация и здоровье населения (58ч)
Теория:
Состояние среды и уровень заболеваемости. Вещества и
факторы,
вызывающие различные группы заболеваний.
Практика:
Подготовка проектов «Опасные для здоровья органические и
неорганические вещества».
Исследования:
Нитраты, нитриты, используемые в
качестве добавок при производстве продуктов.
Болезни, вызываемые нитратами и
пищевыми добавками.
Анкетирование.
«Информированность населения о
пищевых добавках».
Индивидуальная работа.
Обработка результатов
анкетирования.
Составление графиков, диаграмм по результатам
анкетирования.
Устный журнал. «Экология и здоровье человека
в городе». Факторы,
определяющие здоровье населения в городе.
3. Пищевые добавки, их классификация (74ч)
Теория: Предельно допустимые нормы,
необходимые в техническом процессе
производства пищевых продуктов.
Практика:
Влияние пищевых добавок на
здоровье человека.
Коды стран по данным
международной ассоциации ЕАН. Список наиболее вредных добавок.
Алгоритм проведения первичной
экологической экспертизы упакованных продуктов питания: экспертиза упаковки, этикетки, маркировка,
штрих код, как его расшифровать, штамп на консервной банке.
Встреча с врачом инфекционистом,
диетологом.
Устный журнал.
Здоровье и проблемы рационального
и безопасного питания.
Индивидуальная работа.
Обработка результатов исследования, составление
графиков, диаграмм.
4. Участие в экологических мероприятиях.(4ч)
Экологические акции: «Мы чистим
мир», «День Земли».
5. Творческий отчет.(4ч)
Участие в экологической
конференции.
6. Итоговое занятие.(2ч)
Творческий отчет «Здоровье и
проблемы рационального и безопасного
питания».
Методическое обеспечение программы.
Оно включает в
себя теоретические, практические,
индивидуальные занятия, а также анкетирования, встречи и беседы с
врачами, устные журналы.
Методика работы по программе
строится в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное
экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к
творческому отношению при выполнении
заданий.
На занятиях педагог опирается на
следующие методы:
-
общие методы
воспитания: рассказ, диспут, этическая беседа;
-
методы
организации деятельности и формирования опыта поведения:
коллективная творческая деятельность, поручение;
-
методы стимулирования: одобрение, поощрение, предоставление прав.
В ходе выполнения
программно-целевых проектов главное внимание уделяется выработке у обучающихся
навыков сознательного, ответственного поведения в природе, через обучение их экологическим знаниям. Наиболее
эффективным является подход, который включает в себя следующие практические шаги:
-
определение состояния окружающей среды;
-
установление ущерба, причиненного окружающей среде;
- проведение
мероприятий по охране окружающей среды.
Оригинальность мышления,
творчество и одаренность, обучающиеся наиболее ярко проявляют в разнообразной
исследовательской
деятельности. В объединении экологическую науку ребята воспринимают не только как систему
уже открытых фактов и сформулированных
теорий, но и как процесс реального научного поиска.
Немаловажную роль в объединении
играет совместная деятельность
обучаемых и педагога в проектировании исследовательской работы, составлении
графиков, диаграмм, карточек, фотоматериалов.
Метод проектов способствует
преодолению изолированности школ от
общественной жизни, решения актуальной общественной
проблемы. Это повышает интерес к процессу обучения, воспитывает индивидуальную
ответственность. После завершения исследовательского проекта обучающиеся
заинтересованы продолжить изучение данной тематики.
Большая и очень важная часть работы - пропаганда
экологиче
|