Отдел образования администрации города Рассказово
Каталог файлов
Главная » Файлы » ИМЦ » Докуметация |
[ Скачать с сервера (761.5 Kb) ] | 09.06.2010, 09:06 |
ВВЕДЕНИЕ Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества. Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся: - развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей; - создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят; - формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время); - воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам; - приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий; - развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово; - создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний; - формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты. Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно: - сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников; - перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию; - систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию; - коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем. Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкальных руководителей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания. В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др. Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ребёнка в ДОУ требует от педагога освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ дошкольного образования. Комплексно-целевая программа по проблеме «Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста» на 2008 – 2010 годы. Цель: создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников. Комплексно-целевая программа рассчитана на 3 года и направлена на решение следующих задач:
Проект муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №3 г. Рассказово Тамбовской области 1. Название проекта. «Ребёнок-дошкольник: его социально-личностное развитие» 2. Введение. Авторы проекта. Перегудова Т.М., заведующая МДОУ детским садом №3, Мурзина Л.А., заместитель заведующей. Экспериментальная группа. Коробова Е.И., педагог-психолог, Насонкина Н.Н., воспитатель, Давыдова О.Ю., воспитатель. Миссия образовательного учреждения. Организация целенаправленной педагогической деятельности для полноценного развития детей в соответствии с их индивидуальными особенностями, социальными условиями, т.е. для эффективного воспитания дошкольников, способствующего упорядочению процесса социализации. 3. Содержание проблем и обоснование необходимости их решения проектным методом. Актуальность проекта. Повышение внимания педагогического коллектива нашего детского сада к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Захлестнувшая весь мир волна нетерпимости оказывает негативное влияние и на детей, которые нередко становятся такими же жестокими, нетерпимыми или равнодушными, как окружающие их взрослые. Обоснование проекта. Изучение опыта работы воспитателей показывает, что вопросы организации воспитания дошкольников в изменившихся социокультурных условиях вызывают затруднения как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем. Анализ работы детского сада показывает, что воспитание детей сегодня отстаёт от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества, что диктует необходимость создания системы работы по социально-личностному направлению педагогов детского сада как с детьми, так и с родителями. Описание проекта. Объект исследования – социализация дошкольников. Предмет исследования – воспитание дошкольников в процессе социализации в дошкольном образовательном учреждении. Цель исследования – разработка методов и приёмов воспитания дошкольников, способствующей позитивной социализации в дошкольном образовательном учреждении. Реализация данного проекта в детском саду начнётся не с нуля. Многие годы в ДОУ «Солнышко» приоритетным направлением является социальное и личностное развитие детей дошкольного возраста. Для успешной реализации этого направления работы широко используется программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стёркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой. Опыт работы педагогического коллектива по данной программе обобщён МУ «Информационно-методический центр», выпущена брошюра «Новые подходы к обучению детей дошкольного возраста основам безопасности». Кроме этого обобщён опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в условиях дошкольного образовательного учреждения, выпущена брошюра «Новые подходы к обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения». В 2006 году коллектив детского сада участвовал в областном смотре-конкурсе «Безопасность детей – в наших руках», где занял 1 место. С 2000 года педагогический коллектив детского сада работает по комплексной программе развития детей «Детство», один из разделов которой посвящён миру социальных отношений дошкольников и называется «Ребёнок входит в мир социальных отношений». В связи с этим в 2001 году началось внедрение в практику работы детского сада программы развития навыков общения у детей 3-6 лет «Азбука общения» Л.М. Шипицыной. Работая по данным программам, мы пришли к выводу, что социально-личностное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям, так как то, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Процесс развития личности – это этап развития отношений между ребёнком и взрослым, в первую очередь, матерью и отцом, но на данный момент в детском саду недостаточно развито социальное партнёрство педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы. Поэтому необходимо привлечь родителей к работе по данной проблеме, выработать единую систему требований в дошкольном учреждении и в семье. Есть необходимость в оптиматизации и индивидуализации педагогического общения персонала с воспитанниками. Реализация проекта поможет детям в сложном процессе вхождения в мир людей, позволит развить умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознать самоценность собственной личности и других людей. 4. Цель и задачи проекта. Цель проекта. – создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников. Задачи проекта. - создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей; - создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей; - совершенствование стиля общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей; - формирование у детей основ личности будущего гражданина; - профилактика и коррекция имеющихся у детей социально-личностных проблем. Сроки реализации проекта. Реализация проекта рассчитана на один учебный год. Этапы реализации проекта: 1 этап: «Диагностика» (сентябрь): - подготовка диагностического инструментария; - определение исходного состояния работы по социально-личностному развитию детей. 2 этап: «Мотивационная основа» (октябрь-декабрь): - организация обучения педагогов по проблеме (консультации, педсовет, семинар); - организация самообразования педагогов; - создание творческой группы; - создание медико-психолого-педагогического консилиума. 3 этап: «Практика» (в течение учебного года): - работа с детьми. 4 этап: «Работа с родителями» (январь-февраль): - организация консультативно-просветительской помощи родителям (консультации, тренинги). 5 этап: «Анализ» (май): - анализ состояния психологического здоровья детей. - анализ выполнения программы «Детство» по социальному воспитанию детей; 6 этап: «Предметно-развивающая среда» (июнь-август): - переориентация предметно-развивающей среды на развитие личности каждого ребёнка. 5. Ожидаемые результаты. На городском уровне: - показать вариант практического решения проблемы создания условий, способствующих позитивной социализации дошкольников. На локальном уровне: - обеспечение эмоционального комфорта субъектам педагогического общения; - развитие у детей таких личностных качеств как самостоятельность, ответственность, коммуникативность, чувство собственного достоинства; - обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности; - повышение уровня педагогической культуры родителей;
7. Научно-методическое и информационное обеспечение проекта. Аналогичные исследования и разработки в России и за рубежом нам не известны. Проблемой развития личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками занимаются Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова, Т.А. Шорыгина.
Кадры. Коллектив ДОУ имеет большой опыт в плане работы по программам социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Следующим этапом достижения главной задачи дошкольного образования (развитие личности ребёнка, формирование осознанного принятия ценностей ЗОЖ и регуляция детьми своего поведения в соответствии с ними) будет создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников. Педагогический состав ДОУ хорошо разбирается в данной проблеме и способен реализовать проект. Внутренние ресурсы. - средства из Фонда развития детского сада. Внешние ресурсы. - муниципальное финансирование в рамках программы развития дошкольного образования города; - возможные дополнительные внебюджетные средства. Сметно-финансовый расчёт проекта. | |
Просмотров: 67010 | Загрузок: 10907 | Комментарии: 82 | Рейтинг: 3.0/23 |
Всего комментариев: 4 | |||||
| |||||